Интернет-агентство «Мибок»
https://tp.mibok.ru/ Адрес в Ростове-на-Дону344082, Ростов-на-Дону, ул. Московская, д. 43/13, оф. 302 Телефон в Ростове-на-Дону +7 (863) 303-34-54
115114, г. Москва, Дербеневская наб., д.7, стр.2, оф.309 (м. Павелецкая) Телефон в Москве +7 (495) 240-82-20
01.12.2014 года был принят закон N 419-ФЗ, вносящий изменения в законы N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Этот закон, среди прочего, устанавливает достаточно строгие требования к сайтам государственных структур. А также медицинских, образовательных и прочих организаций, предоставляющих населению социально-значимые услуги. Прежде всего, эти требования касаются версии сайта для слабовидящих по ГОСТ Р 52872-2012.
В апреле 2020 года вступила в силу новая версия ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности", который расширяет требования к доступности электронно-цифровых ресурсов, а также принят N 56-ФЗ от 18.03.2020 года "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Интернет-агентство «Мибок» имеет большой опыт разработки сайтов для государственных заказчиков – в полном соответствии с общероссийскими и отраслевыми стандартами. Мы готовы предложить вам проверенные временем решения.
Государственный стандарт оформления сайтов — как и любой ГОСТ в принципе, — имеет лишь рекомендательный характер. Однако, как уже упоминалось выше, 01.12.2014 года был принят закон N 419-ФЗ. Который фактически обязывает государственные структуры (и не только!) использовать на своих сайтах все нормы стандарта, содержащегося в ГОСТ Р 52872-2012 и его обновленной версии ГОСТ Р 52872-2019. В том числе относительно требований к версии сайта для слабовидящих.
Новые сайты должны создаваться с учётом положений данного ГОСТа. А старые сайты должны быть соответствующим образом обновлены.
Сам по себе государственный стандарт интернет-ресурсов регулирует абсолютно все аспекты представления электронно-цифровой информации — от базовых параметров интерфейса сайта и формата размещения ссылок до требований к системе защиты персональны данных. Новый стандарт касается не только доступности веб-контента, но и доступности любой информации, представленной в электронно-цифровой форме, для взаимодействия с которой используются IT-технологии(веб-сайт, стриминговый сервис, приложение, пользовательский интерфейс которого реализован с применением HTML или похожего языка разметки и т.д.). В нём содержится около полутора сотен различных требований к сайтам с целью улучшения стандарта доступности для следующих основных групп:
Полностью ознакомиться с текстом ГОСТ Вы можете самостоятельно:
Тем не менее, хотелось бы обратить ваше внимание на требования к версии сайта для слабовидящих по ГОСТу. Вот несколько особенно важных моментов:
Как уже упоминалось выше, современное законодательство РФ признаёт за действующими государственными стандартами скорее рекомендательный, нежели обязательный характер. Тем не менее, в отношении требований к доступности для инвалидов по зрению и слабовидящих сайтов государственных заказчиков, образовательных и медицинских учреждений, транспортных структур, ЖКХ и т. п. — превалируют нормы требования законов РФ, которые призваны обеспечить социальную защиту инвалидов и доступность информации — в том числе и для слабовидящих граждан.
18 марта 2020 года был подписан Федеральный закон № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, устанавливающей административную ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом. Данная статья Кодекса дополнена также примечанием, предусматривающим, что в случае неоднократного отказа одному потребителю либо неоднократного отказа двум и более потребителям одновременно административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности. Таким образом Роскомнадзор наделяется полномочиями по составлению протоколов в части нарушений требований доступа инвалидов к объектам и услугам связи.
В качестве примера нам хотелось бы привести несколько показательных юридических прецедентов:
Решение № 2-1034/2017 2-1034/2017~М-471/2017 М-471/2017 от 9 марта 2017 г. по делу № 2-1034/2017
.
По иску прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ГУЗ «Городская поликлиника № 7» о понуждении к исполнению требований закона о защите прав инвалидов...
Обязать ГУЗ «Городская поликлиника № 7» в срок до 01 апреля 2017 года привести в соответствие сайт в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов для инвалидов по зрению», разместить на главной странице веб-сайта, текстовую гиперссылку путём перехода на версию сайта для слабовидящих.
Решение № 2-1192/2017 2-1192/2017~М-435/2017 М-435/2017 от 3 марта 2017 г. по делу № 2-1192/2017
.
По иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Авиакомпания «Ангара» об обязании привести сайт в соответствие с требованиями действующего законодательства...
Обязать акционерное общество «Авиакомпания «Ангара» привести сайт в соответствие с требованиями действующего законодательства, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта АО «Авиакомпания Ангара» для слабовидящих в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу **.
** При этом особенно хотелось бы отметить, что в решении по делу «Авиакомпании «Ангара» прямо указано:
«... довод ответчика о том, что ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» утвержден для добровольного применения и не подлежит обязательному исполнению, является не состоятельным и не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации».
Кроме того:
«Довод ответчика о том, что любой современный веб-браузер имеет функцию масштабирования, которая позволяет увеличить экранную информацию путем набора определенной комбинаций клавиш, также не является основанием освобождения АО «Авиакомпания «Ангара» от исполнения обязанностей, установленных действующим законодательством».
Решение № 2-396/2017 2-396/2017~М-389/2017 М-389/2017 от 11 октября 2017 г. по делу № 2-396/2017
.
По иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБССУ СО ГПВИ «Иловатский психоневрологический интернат» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите, доступе инвалидов по зрению к информации...
Обязать ГБССУ СО ГПВИ «Иловатский психоневрологический интернат» обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» и Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», и разместить на главной странице веб-сайта, расположенного по адресу: , текстовую гиперссылку для перехода на версию сайта ГБССУ СО ГПВИ «Иловатский психоневрологический интернат» для слабовидящих.
Таким образом, — после принятия законов N 419-ФЗ и изменения законов N 419-ФЗ от 01.12.2014, вносящий изменения в законы N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", — для сайтов государственных организаций (а также организаций, предоставляющих гражданам РФ социально-значимые услуги), а также N 56-ФЗ от 18.03.2020 "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нормы ГОСТа Р 52872-2019 для интернет-ресурсов фактически являются обязательными . Ресурс просто не может быть запущен, если он не соответствует условиям этого документа.
Для всех остальных сайтов можно считать, что ГОСТ имеет рекомендательный характер — до первого судебного прецедента, который опровергнет данное утверждение уже для вашего сайта.
Таким образом для многих заказчиков (прежде всего государственных организаций и медицинских учреждений) разработка сайтов по ГОСТ Р 52872-2019 для интернет-ресурсов становится насущной потребностью.
Интернет-агентство Мибок предлагает услуги по внедрению на сайт необходимых элементов и приведение готового сайта в соответствие требований государственному стандарту.
Наши специалисты:
Остались вопросы?
Вы так же можете написать нам: info@mibok.ru